Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita
Guest |
/ #24142011-12-18 17:49В 1907 г. Премананд Бхарати вместе с несколькими американскими учениками вернулся в Индию и открыл миссию в Калькутте. Перед отъездом он послал в Ясную Поляну еще одно письмо, в котором сообщал: “Мой журнал будет издаваться в Индии, причем в расширенном объеме. Я буду высылать его Вам”(29,с.223). И действительно, Толстой получал и читал “Свет Индии” до самой смерти (Баба Бхарати пережил его на 4 года). В дневнике Н.Н.Гусева ”Два года с Л.Н.Толстым” есть запись от 21 февраля 1908 года: “Вчера вечером Лев Николаевич прочитал нам вслух выдержку из английского журнала ”The Light of India” (который он очень одобряет) о том, как один человек, возвышаясь духом, настолько переместил центр тяжести своей жизни из материального в духовное, что забыл почти все, относящееся к материальной жизни. Он получил письмо от Лизы и спрашивает: - кто такое Лиза? Кажется, она жена. Чья жена? - Моя жена. А кто такое я?” Этот эпизод, который относится к 30-й главе романа Баба Бхарати “Джим” [ См. "The Light of India" N1/1908, с.31-37 ] , упоминается в записных книжках Толстого: “Поразительно мне в индейском журнале, как Jim, проведший год в религиозном созерцании, не понимает, получив письмо от жены, что такое жена, что такое он сам. Очень верно и хорошо” (конец февраля 1908); “Святой, самоотверженный в жизни солдат. И святой в пустыне не помнит, что такое жена? Что такое он сам?”(июнь 1908) ( 1-56,с.361) В середине мая 1907 в Ясную Поляну послал письмо и два номера журнала “The New Reformer” мадрасский издатель и публицист Д. Гопауль Четти. Толстой стразу же ответил заинтересованным письмом: “Я получил два первых номера вашего журнала. Нахожу его очень хорошим. Цель вашего издания, как вы ее излагаете в вашем письме, является наивысшей, которую только может преследовать человеческая деятельность. Обе статьи “Ourselves” и “The Basis of Life” вполне ей соответствуют. Я очень интересуюсь индусской философией и религиозным учением ваших великих учителей. Чем больше места вы будете уделять в вашем журнале идеям этих людей, тем интереснее он будет для западных читателей” (1-77,с.114). Гопауль Четти опубликовал [В 1909 г. Гопауль Четти выпустил в Мадрасе книгу "Граф Лев Толстой, его жизнь и учение". ] ответ Толстого и продолжал присылать ему свежие номера журнала, которые тот с большим интересом читал все последующие годы. Узнав из “Нового реформатора” об интересе Толстого к ведической философии, 12 ноября 1907 г. ему послал письмо редактор издания “The vedic magazin and gurukula samachar” (”Ведический журнал и обозрение гурукулы”) профессор Рама Дэва. В письме указывалась, что “журнал основан с единственной целью - оживить интерес к древнеиндийскому эпосу, а также поддержать академию Гурукула - учебное заведение, программу которого я Вам высылаю”(29,с.226). Журнал очень понравился Толстому, и он регулярно читал приходившие к нему номера. В дневнике писателя есть запись за 14 октября 1909 г.: “Надо бы написать индусу благодарность за его прекрасное изложение о Майа”(1-57,152). Через пару недель Толстой отправил Рама Дэве объемное письмо [ Приезжавший в Ясную Поляну 20 октября 1909 г. сотрудник издательства "Посредник" С.Н.Дурылин слушал Толстого, который "пришел прочесть только что им написанное письмо к редактору ведийского журнала"(22,с.215). ] : “Очень благодарю вас за “Vedic magazin”, который вы были так добры мне прислать. Я всегда читаю его с большим интересом. В последнем полученном мною номере, том III, N4, я очень оценил статью Пандита Прабху Дут Шастри М.А.Б.Т. “Платон и Шанкарачарья…”(1-80,с.155) По просьбе Толстого Рама Дэва прислал ему ряд изданий ведических текстов, которые тот читал несколько месяцев и использовал при составлении сборников изречений. Из Индии присылали Толстому письма и ведическую литературу С.Р.Чхиталь [ 3 февраля 1908 г. Толстой писал С.Р.Чхиталю: "Я высоко ценю мое общение с индийскими религиозными людьми... С большим интересом и пользой для моей духовной жизни прочел я все встретившиеся мне браминские религиозные книги и буду очень благодарен за книгу, которую вы предлагаете мне прислать"(1-78,с.32) ] и А.М.Сухраварди (издатель журнала “The Ligt of the world”), издатель журнала “Ариец” А.Рамасешан [ В письме А.Рамасешану от 25 июля 1901 Толстой подчеркнул: "Ваша религия очень древняя и очень глубокая в своем метафизическом определении отношений человека к духовному Всему - к Атману"(1-73,с.103) ] , мадрасский публицист Вадьянатаи, редактор издавшегося в Бангалоре журнала “Гьянадая” и др. Второго апреля 1909 г. Толстой писал знатоку восточной философии Н.О.Эйнгорну: “Очень рад сойтись с вами в общем нам обоим интересе и уважении к индийской религиозной мудрости. Последнее время появилось много индийских писателей, которые знакомят Европу с глубокой мудростью индусов. Получаю два индийских журнала и вчера только получил письмо молодого индуса, присылающего мне еще новое свое издание имеющее целью борьбу с материализмом и проповедь ведантической истины”(1-79,с.143). Несколько забегая вперед (о философии речь пойдет в третьей части), отметим, что почти всех последователей ведической философии можно разделить, в соответствии с их взглядами на природу Абсолюта, на две группы: ПЕРСОНАЛИСТЫ, поклоняющиеся Богу как Верховной Личности, из которой исходит безличный Брахман, индивидуальная душа и материальный мир; и ИМПЕРСОНАЛИСТЫ, признающие лишь безличный аспект Абсолюта. Вторая концепция в индуизме получила распространение сравнительно недавно, в VII-VIII вв. благодаря Шанкарачарье. Вайшнавы-персоналисты почитают Шанкару как великого проповедника Вед, чьими усилиями атеистическое учение буддизма было вытеснено за пределы Индии. Стремясь облегчить для вчерашних буддистов, отрицавших реальность какого-либо бытия, принятие Вед, Шанкарачарья создал их компромиссную интерпретацию: в его учении реальным бытием обладает лишь безличный Брахман, фактически тождественный буддийской Нирване. Прочитав в “Ведическом журнале и обозрении гурукулы” (1909, N 4) статью ”Платон и Шанкарачария”, Толстой отметил в дневнике сходство многих положений Шанкары со своими мыслями (1-57,с.152). Похоже, что впервые об учении Шанкары он узнал в 1897 г. из статьи В.В.Джонсон, опубликованной в шестом номере журнала “Вопросы философии и психологии”. В том же году он писал Черткову: Читал нынче в “Вопросах психологии” статью Джонсон: индийский мудрец Шанкара. Очень хорошо. Вся та же общая всем великим учителям мысль, что заблуждение только от смешения своего божественного, неподвижного, вечного “я” с изменяющимся, страдающим, умирающим, телесным ”я”. И что, стоит человеку просветиться мудростью, и это вечное “я” само собою выступает. Я только прибавил бы, что это “я” есть любовь”(1-88,с.18). Последняя фраза показывает, что Толстой уже тогда чувствовал неполноту учения Шанкары. Незадолго до смерти в своем дневнике он высказался гораздо определеннее: “Читал Шри Шанкара. Основная метафизическая мысль о сущности жизни хороша, но все учение путаница хуже моей” (1-58,с.142). Несмотря на внутренние противоречия имперсональной трактовки Вед, на Западе до недавнего времени преобладал именно такой взгляд на ведическую философию [ Об этом писал, в частности, Ауробиндо Гхош: "Концепция безличного Абсолюта - поздняя интерпретация, обращенная к менталу, причем к менталу западного типа" ] . Тому есть исторические причины: в 1892 г. в Чикаго состоялся ”Всемирный парламент религий”, на котором с большим успехом выступил Свами Вивекананда (Нарендранатх Датта, 1869-1902). Благодаря его незаурядным личным качествам и американским антерпринерам, лекции и книги Вивекананды создали у американцев, а затем и у жителей Европы, впечатление (до сих пор не полностью преодоленное), что “неоведанта” пламенного индуса и есть суть ведической мудрости. Шрила Прабхупада с сожалением писал о замене Вивеканандой богоцентризма гуманизмом, вытекающим из отрицания Бога как личности: “Личные усилия должны дополнять благословение Господа, но один труд без благословения Господа не принесет успеха. Современный человек, человек кали-юги, верит лишь в собственные усилия, отрицая милость Верховного Господа. Даже один великий санньяси Индии, выступая в Чикаго, отрицал необходимость благословения Верховного Господа” [ Шримад-Бхагаватам (1.14.9, комментарий) ]. В сентябре 1896 г. Толстой отметил в дневнике, что читал “прелестную книгу индийской мудрости” (1-53,с.196). Анендра Кумар Датта, приславший ему книгу Вивекананды “Философия йоги. Лекции по раджа-йоге или преодоление внутренней природы”, писал: “Вам приятно будет узнать, что Ваши доктрины находятся в полном согласии с индийской философией в эпоху ее наивысшего подъема - древнейшей из всего, дошедшего до нас”(29,с.196). Толстой ответил: “Я получил ваше письмо и книгу и очень благодарен вам за то и другое. Книга очень замечательная, и я многое почерпнул из нее. Метафизическая сторона учения, установление, что есть истинное “я” человека, превосходно. В этой области до сих пор человечество отступало от такого истинного, высокого и ясного понимания основы жизни, что не пошло дальше него… Я очень рад общению с вами и желал бы не прекращать его”(1-69,с.146). О “Лекциях по раджа-йоге” Толстой 14 октября писал руководителю духоборов П.В.Веригину: “Благодаря книгам я вхожу в общение - как нынешней осенью с индусом, разделяющим совершенно наши христианские воззрения и приславшим мне английскую книгу своего соотечественника, излагающую учение браминов, совпадающее с сущностью учения Христа”(1-69,с.169). В 1907 году русский писатель И.Ф.Наживин прислал Толстому сборник Вивекананды “Речи и статьи”. (Толстой в письме так выразил заинтересованность в этой книге: “Книгу брамина, пожалуйста, пришлите. Чтение таких книг - больше, чем удовольствие, это расширение души”(1-77,с.151). Профессор Д.Н.Анучин, посетивший Толстого вскоре после его восьмидесятилетнего юбилея, отметил: “Теперь он занят Индией и пишет статью по поводу одного полученного им оттуда письма… Эта работа вызвала у него ознакомление с литературой по Индии, с религиозными воззрениями сикхов, с новейшими проявлениями мысли индусов (сочинения Вивекананды и др.) и т.д”(14,с.327). В 1908 году Толстой действительно много читал Вивекананду, причем отношение к прочитанному менялось от восторженно-восхищенного до критически-скептического. Десятого марта 1908 г. он сделал в дневнике запись: “Читал вчера чудесную статью индуса в переводе Наживина. Мысли мои, неявно выраженные” [ Статья Вивекананды "Бог и человек" была помещена в сборнике: Ив.Наживин, "Голоса народов", выпуск 1, М.1908 ] (1-56,с.109). Н.Н.Гусев записал в дневнике 8 марта 1908: “Вечером Лев Николаевич читал книгу Наживина “Голоса народов” и восхищался помещенной в ней статьей индуса Вивекананды “Бог и человек”(12,с.119). Об этой статье Толстой писал И.Ф.Наживину 12 марта: “Статья индуса особенно поразила меня. Это необыкновенно хорошо”(1-78,с.84). |
|
Petition ad
Promote here
Justice For Cwecwe
#JusticeforCwecwe We will not keep Quiet Why do you refuse with your DNA What are you Hiding Sending a 7 year old to school only to be Raped kanti sizode sibathini abantwana bethu Matatiele Bergview College we demand answers...
Petition ad
Promote here
Promote petition "Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita" on this listJustice For Cwecwe
7 year old Cwecwe was drugged and allegedly raped at her school in Matatiele a place that was meant to keep her safe. The little girl bravely spoke up but no action has been taken since 14 October 2024 till now....
Is there something you want to change?
Change doesn't happen by staying silent. The author of this petition stood up and took action. Will you do the same? Start a social movement by creating a petition.
Start a petition of your ownOther petitions you might be interested in
Proposed REGO price increase for motorcycles
2250 Created: 2024-10-03
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2250 |
12 months | 2250 |
"Cap Rates for South Wairarapa: Cap 2025/26 Rate Increase at 3%"
565 Created: 2024-10-16
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 565 |
12 months | 564 |
Enough with the rates increase in Timaru District
437 Created: 2024-07-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 437 |
12 months | 437 |
Support community safety. Reopen Clive Police Station.
281 Created: 2024-10-21
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 281 |
12 months | 281 |
Justice For Cwecwe
1106609 Created: 2025-03-27
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1106609 |
12 months | 1106573 |
Petition to stop the erection of new 5G transmitters in Devonport
126 Created: 2024-08-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 126 |
12 months | 125 |
Bring Seventeen to Australia
774 Created: 2024-08-06
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 774 |
12 months | 774 |
Ban Double Tap Poisoning in Mahia and Demand Safer Bait Execution
115 Created: 2024-12-26
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 115 |
12 months | 114 |
Please remove concrete lane separators from Mapua
94 Created: 2024-06-24
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 94 |
12 months | 94 |
Stop paid parking for Motorcycles and Scooters in Wellington
76 Created: 2024-06-13
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 76 |
12 months | 76 |
Retain The Pine Trees Kaikoura South Recreation Area
66 Created: 2024-07-13
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 66 |
12 months | 66 |
Support for Daisy Corbet's New Zealand Residency
137 Created: 2024-08-01
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 137 |
12 months | 137 |
Safer Road Speeds for Martinborough
56 Created: 2025-03-24
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 56 |
12 months | 56 |
PETITION OPPOSING ' PROPERTY OVERLAYS' IN THE WAITAKI DRAFT DISTRICT PLAN 2022
212 Created: 2024-03-05
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 212 |
12 months | 55 |
Omokoroa Pedestrian Crossings
81 Created: 2023-12-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 81 |
12 months | 39 |
Adjusted Marking and Consistency for future NCEA exams
30 Created: 2024-11-06
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 30 |
12 months | 30 |
People of New Zealand opposed to WHO Pandemic Treaty 28/05/22
973 Created: 2022-05-20
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 973 |
12 months | 31 |
Tauranga City Council Rates Cap
27 Created: 2024-12-01
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 27 |
12 months | 27 |
A Petition To Install Safety Fences Around Gisborne Playgroundsin Gisborne
28 Created: 2024-04-13
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 28 |
12 months | 28 |
Please sign the petition to halt rates increases by the New Plymouth Dustrict Council which are forcing people out of their homes and off of their properties. The NPDC is incompetent.
24 Created: 2024-11-21
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 24 |
12 months | 24 |
Petitions.nz
We provide free hosting for online petitions. Create a professional online petition
by using our powerful service. Our petitions are mentioned in the media every day, so creating a petition is a great way to get noticed by the
public and the decision makers.