Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #2422

2011-12-18 17:50

Лев Николаевич Толстой и Веды. Путь к абсолютной истине (часть 2)
сентября 30, 2011

Продолжение цикла статей. Предыдущую часть читайте здесь.




Часть 2. Ведические идеи в Христианстве и Буддизме

Чтение ведической литературы и переписка с носителями ведического мировоззрения - далеко не единственный путь ознакомления с мудростью Вед. Многие положения Вед дошли до Толстого в опосредованном виде. Хотя только в вайшнавизме высшая цель человеческого бытия - идея любовного преданного служения Господу - сформулирована со всей определенностью и чистотой, иные религиозные системы также в той или иной степени содержат ведические идеи.

Двенадцатого марта 1910 г. Д.П.Маковицкий записал беседу Л.Н.Толстого с дочерью Александрой:

Только такие великие умы как древние индусские мудрецы могли додуматься до этого великого понятия… Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские - от ассирийских, а ассирийские - от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше.

Помимо религии Вед на Толстого наиболее сильное влияние оказали христианство и буддизм.

В январе 1871 года Толстой пишет Фету, что он с утра до ночи учится по-гречески (1-61,с.247), а через одиннадцать лет, осенью 1882 года под руководством раввина Соломона Александровича Минора начинает изучать древнееврейский язык. Зачем писателю с мировым именем в шестьдесят четыре года для овладения мертвыми языками прикладывать сверхусилия, после которых пришлось ехать в Самару поправлять подорванное здоровье? На протяжении 1879-82 годов Толстой трудился над “Критикой догматического богословия”; с марта 1880 г. по апрель 1884 г. писал “Соединение и перевод 4-х Евангелий”. Отражение ведических идей в иудео-христианских священных текстах - отдельная и очень обшиная тема [ Существует мнение, что Иисус провел молодые годы (о которых евангелисты ничего не сообщают) в Индии, и туда же вернулся после "воскресения". В яснополянской библиотеке хранится специальный выпуск индийского журнала "Обозрение религий" (1903г.), сообщающий об открытии в Кашмире могиле Христа. В журнале есть пометы Толстого. ], а анализ Библии, Священного Писания, выходит за рамки настоящей работы, но Толстой обращался и к церковному преданию. Несмотря на резко отрицательное отношение к Православной Церкви [ В яснополянской библиотеке хранится брошюра Свами Абхедананды "Почему индиец отвергает новую церковность, хотя он и признает Христа". Толстой также утверждал, что признает Христа, а его отрицание "церковности" было чрезвычайно радикальным: "Та вера, которую исповедует наша иерархия и которой она учит народ, есть не только ложь, но и безнравственный обман"(Соединение и перевод 4-х Евангелий/1-24,с.10). В "Исследовании догматического богословия" Толстой вновь подтвердил свое отношение к догматам Православия: "Все это вероучение... не только ложь, но сложившийся веками обман людей неверующих, имеющий определенную и низменную цель". О некоторых причинах такой крайней оценки не только деятельности Церкви, но и всего ее учения, речь пойдет далее ] (чем и объясняется интерес к первоисточнику), Толстой использовал в своих произведениях житийные сюжеты: например, из “Пролога” - книги, изданной на Руси впервые в 1642 г. и содержащей поучения и краткие жития святых. При детальном рассмотрении выясняется, что такие сюжеты “Пролога”, как “Житие Иосафа-царевича” (христианизированный пересказ жизнеописания Будды), “Притча святого Варлаама о временном сем веце”, “Стефанит и Ихнилат” [ В XI в. византиец Симеон Сиф перевел на греческий язык (под названием "Стефанит и Ихнилат") арабское переложение "Панчатантры" - санскритского памятника, который относят к периоду между II в. до н.э. и IV в. К переводу Сифа восходят древнерусские (с XII в.) обработки. ] и др. имеют явно восточное происхождение. Уже давно подмечено сходство духовной практики христианских подвижников (в особенности исихастов) с практикой бхакти-йоги и мантра-йоги. В “Отце Сергие” Толстой тоже описывает старца, который держал тело “неподвижно, утсремив глаза на кончик носа, и творил умную молитву, духом повторяя: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя”(2-12,с.362). Создается впечатление, что старец был знаком с указаниями Бхагавад-гиты (6.13-14):

“Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа. Контролируя ум, без страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в своем сердце и сделать Меня конечной целью своей жизни”.

Другая религиозная система, оказавшая большое влияние на Толстого - буддизм. Хотя буддизм отрицает авторитет Вед, он несет на себе ярковыраженный отпечаток их влияния. “Методы буддистов, последователей Шанкары и вайшнавов принципиальное не отличаются друг от друга [ Шримад-Бхагаватам 2.6.20, комментарий ] ” - писал Шрила Прабхупада. Исторически буддизм возник как реакция на извращение ведического знания кастовыми брахманами. В первом варианте очерка “Сиддарта, прозванный Буддой” Толстой рисует такую картину:

“В книгах Вед много высокого и божественного; но со временем к книгам этим стали прибавлять много пустого и лишнего. Случилось так, что между учителями, людьми, поучавшими божеской воле, завелись люди лживые и корыстные… Жрецы-брамины учили тому, что жертвоприношения спасают от всех зол и грехов… Вера в истину ту, которая была в их священных книгах, все больше и больше ослабевала. И тогда-то родился, возрос и стал проповедовать свое учение святой Сиддарта Будда”(1-25,с.541).

Десятого февраля 1907 г. Толстой записал в дневник:

“Какое удивительное явление, что браманизм, несмотря на свое гораздо более высокое, чем еврейство, религиозное понимание, подвергнулся таким же, если еще не худшим извращениям или, скорее, наростам”(1-56,с.12).

Именно превратным толкованием высоких принципов Вед, как объясняет Шрила Прабхупада, был вызван приход Будды:

“Во времена Господа Будды … под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были построены настоящие скотобойни. Господь Будда из сострадания к несчастным животным, которых забивали без всяких ограничений, проповедовал ненасилие. Проповедуя, он утверждал, что не верит догматам Вед, и подчеркивал, что убийство животных оказывает крайне неблагоприятное воздействие на психику людей… Формально философию Господа Будды относят к атеистическим философиям, так как она не признает Верховного Господа и отвергает авторитет Вед. На самом же деле … Господь Будда (как и Шанкарачарья) проповедовали начальные принципы Вед в наиболее приемлемой для того времени форме. Таким образом, и Господь Будда, и Ачарья Шанкара прокладывали путь теизму” [ Шримад-Бхагаватам (1.3.24, комментарий) ].