Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #2435

2011-12-18 17:53

Часть 5. Воспоминание уроков прошлых жизней

Н.А.Чудов [ Н.А.Чудов - журналист, по оценке Толстого, "умный, горячий и хорошо пишущий"(1-72,с.179) ] летом 1897 писал:

“На жизнь отдельной личности Толстой глядиткак на одну из фаз ее же вечной жизни в мало-помалу возвышающихся формах, настолько близких между собой, что смутное воспоминание о предыдущем состоянии не исчезает в человеке никогда. Смерть не является ужасной: это - переход”(14,с.107).

В соответствии с ведической концепцией реинкарнации, прежде чем родиться в человеческом теле, мы жили в телах рыб, птиц, животных. Наше сознание хранит впечатления, полученные в прошлых жизнях; когда эти образы всплывают на поверхность озера ума, они поражают своей яркостью и реалистичностью.

“Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, это - воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей…”(25,с.219) - писал Толстой 17 апреля 1906 года.

И.С.Тургенев рассказывал, что как-то он гулял с Толстым по выгону, на котором стоял старый мерин жалкого и измученного вида:

“Толстой стал его гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен был чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но и меня ввел в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал: `Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот извольте-ка изобразить внутреннее состояние лошади’”(16-1,с.161).

Прочитав ”Холстомера”, Тургенев высказал свое впечатление от повести:

“Лев Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью”(11,с.16).

С новым рождением мы как правило забываем о предыдущей жизни, о прежних родственных связях. 15 октября 1907 г. Толстой возразил уезжавшей Т.А.Кузминской, которая сказала, что еще увидится с ним, если не здесь, то на том свете:

“Мы на том свете не узнаем друг друга - ведь мы здесь никого не узнаём”(12,с.60).

Жаль, что нам не известны прошлая жизнь Толстого и полученные им тогда уроки ведической мудрости, но если бы люди помнили о своем прошлом рождении, это привело бы к большой путанице: например, воплотившись в женском теле, индивидуум рожает ребенка, который в прежней жизни был его матерью. Кто здесь мать, кто кого должен слушаться? Кришна говорит:

“От Меня исходит память, знание и забвение”(Бхагавад-гита,15.15).

Забвение прошлой жизни является милостью Кришны.

“Обыкновенно жалеют о том, что личность не удерживает воспоминаний после смерти. Какое счастье, что этого нет. Какое бы было мучение, если бы я в этой жизни помнил все дурное, мучительное для совести, что я совершил в предшествующей жизни”(2-14,с.379) - писал Толстой 6 января 1903 г.

Человек, совершавший добродетельные поступки, благодаря хорошей карме ”рождается в богатой аристократической семье”(Бхагавад-гита,6.41). Однако, как пишет Шрила Прабхупада,

“тот, кто родился в очень богатой семье, может сойти с истинного пути, поскольку, владея большим состоянием, человек, естественно, пытается использовать его для удовлетворения собственных чувств. Поэтому сыновья богатых людей нередко становятся пьяницами или развратниками”[ Совершенство Йоги. ББТ, 1993, с.42 ].

Недаром Толстой говорил:

“Уж если меня что пугает, то это родиться во дворце, а не в трущобе. Жизнь есть процесс освобождения духовного начала, того самого, которое есть в каторжнике и во всех”(20-кн.3,с.128).

Человеческая жизнь предназначена для обретения духовного знания. В “Отрочестве” Толстой пишет об обучении, как о воспоминании выученного прежде(2-1,с.165). Об этом же говорил и его младший современник Ромен Роллан:

“Ни Шекспир, ни Бетховен, ни Толстой не открыли мне ничего нового, кроме “Сезам, откройся!” моего собственного подземного города. Не раз я цитировал по памяти уроки мысли, полученные когда-то (но от кого? Это было в одном из моих самых давних существований)”.

В Бхагавад-гите(6.44) сказано, что человек, следовавший по пути самоосознания, предписанному Ведами, но не достигший совершенства, в новом рождении будет привлечен этими же принципами и постарается пойти дальше. За три года до смерти, 28 мая 1907 года Толстой записал в дневник:

“Точно так же, как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все больше и больше открывается, так и истинная жизнь все больше и больше открывается с каждым рождением после смерти”(1-56,с.34). внутренний Гуру