Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #6648

2011-12-22 18:29

Кришнаитов в России снова судят

В течение полугода в суде Ленинского района Томска судья Галина Бутенко ведет уголовный процесс о признании священной книги «Бхагавад-гита как она есть» экстремистским материалом. Поводом для рассмотрения иска стало требование прокурора Томска. На сегодняшний день привлеченные в качестве экспертов ученые Томского университета отказались от участия в процессе. Судья обратилась в Кемеровский университет, отклонив ходатайство адвоката и привлечении московских ученых-востоковедов. Вчера в «МК» прошел круглый стол с участием ученых и юристов, членов Общественной палаты, во время которого рассматривались проблемы свободы совести.

фото: Геннадий Черкасов


Конституционные принципы обеспечения свободы совести постоянно нарушаются в России в связи с ведущейся борьбой силовых структур с проявлениями в обществе экстремистских настроений. Особую озабоченность вызывают попытки обосновать экстремистские призывы ссылками на религиозные идеалы. Участники «круглого стола» поддерживают предложение президента Дмитрия Медведева, которое недавно прозвучало на встрече с журналистами Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Президент призвал «выработать чёткие критерии, позволяющие юридическим службам, правоохранительным органам говорить о том, что в конкретной ситуации человек вышел за пределы дозволенного и его нужно привлекать к ответственности». Участники круглого стола проявили полную солидарность с принципами, озвученными президентом.







В то же время участники высказали мнение, что федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» несовершенен, так как он даёт чересчур «широкое» определение экстремизма. В большинстве зарубежных стран под экстремизмом понимают возбуждение вражды и ненависти в сочетании с насилием или призывами к насилию. По мнению участников в первоначальной, ныне уже не действующей редакции Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» содержалось более точное определение экстремизма: к экстремисткой деятельности относилось «возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию». По оценке юристов возврат к этой исходной формулировке избавил бы законопослушные религиозные организации от обвинений в экстремизме.







Участники «круглого стола» выразили обеспокоенность по поводу того, что в ряде случаев под предлогом борьбы с экстремизмом предпринимаются попытки ограничить законные права религиозных меньшинств. При этом для подготовки экспертных заключений, затрагивающих священные писания, зачастую привлекаются люди, не имеющие необходимой профессиональной квалификации. Священные книги религиозных организаций являются важнейшей составной частью их внутренних установлений, их фундаментом. На них должна распространяться норма федерального закона, в соответствии с которой государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.







Участники «круглого стола» считают справедливым и отвечающим духу Закона принцип, в соответствии с которым священные книги мировых религий, а также комментарии к священным писаниям авторитетных духовных учителей зарегистрированных религиозных организаций в принципе не могут и не должны быть предметом исков и судебных разбирательств по обвинению в экстремизме. Следует законодательно закрепить соответствующие нормы, раз и навсегда избавив верующих от унизительных и оскорбительных для их религиозных чувств следственных и судебных разбирательств по поводу священных писаний их религиозных традиций. Участники «круглого стола», среди которых были и представители Индии, заявили, что отсутствуют законные основания для проведения подобного процесса, а сам факт инициирования прокуратурой этого судебного дела оскорбителен для религиозных чувств последователей вайшнавизма в Республике Индия и России. Более наносит существенный ущерб развитию российско-индийских связей. Представители Индии выразили готовность организовать для томских прокуроров своеобразный «ликбез», отправив их за свой счет на родину вайшнавизма, где они смогли бы ближе и глубже ознакомиться с религиозной практикой.