Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #7035

2011-12-24 09:49

Агностицизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание только через опыт (познание объективной действительности), и невозможным познание любых предельных и абсолютных оснований реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1].

Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения.[2] Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.Содержание
1 История
2 Виды агностицизма
3 Отношение к религиям
4 Взаимосвязи с различными философскими течениями
5 Известные приверженцы агностицизма
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки

История

Томас Генри Хаксли

Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли в 1869 году[1], когда «Метафизическое общество» предложило Хаксли стать участником его заседаний.[3] «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Хаксли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришел к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[4]. По его определению, агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с богами веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона[уточнить], Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[5]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса (James Knowles), которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.
Виды агностицизма
Скептицизм;
Релятивизм;
Иррационализм;
Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Поэтому агностик может верить в бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

В то же время, некоторые религии изначально не имеют персонифицированного бога, это прежде всего буддизм и даосизм, что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.
Взаимосвязи с различными философскими течениями

В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм совершенно согласуется, например, с кантианством, но наиболее органично агностицизм связан с позитивизмом во всех его проявлениях.[источник не указан 263 дня]

Агностицизм полностью несовместим с любыми идеалистическими и метафизическими течениями философии, так как отрицает их главный тезис — главенствующую роль сознания.[источник не указан 263 дня]

Философы идеалисты, в частности Д. Юм утверждал, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и то, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант допускал также существование вещей вне нашего сознания, неосознанных — «которые существуют сами в себе», и считал, что наше познание не распространяется дальше явлений и феноменов. Диалектический материализм считал, что гносеологическим основанием «А.», является абсолютизация относительности, то что исторически обусловлено человеческим познанием на каждом этапе его развития. Социальные же причины современного «А.», видимо кроются в конфликте идей — попытке внутреннего примирения религиозного и научного мировоззрения, или в затруднении выбора идей.[источник не указан 263 дня]

Агностицизм подвергается критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма. Иллюстрациями к чему можно привести высказывания от первых Льва Толстого, от вторых — Владимира Ленина. В. И. Ленин указывал: "Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные "махисты" (Ленин В. И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена. Полн. собр. соч., т. 23, с. 118)[6]. Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, п[отому] ч[то] корень всего есть непризнание Бога»[7].
Известные приверженцы агностицизмаИммануил Кант[8]
Мэтт Стоун[9]
Бертран Рассел[10]
Томас Хаксли
Давид Юм[11]
Роберт Антон Уилсон[12] Стивен Вайнберг[11]
Карл Саган[11]
Стивен Джей Гулд[13]
Фридрих фон Хайек

Дарвин, Чарльз
См. такжеНигилизм
Эпистемология
Инструментализм
Гностицизм Солипсизм
Атеизм
Агностический атеизм
Субъективизм
Мировоззрение Ignorabimus
Модель мира Майя (индуизм)
Авидья
Апофатизм

Примечания
↑ 1 2 Философия: Энциклопедический словарь (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/25) / Под редакцией А. А. Ивина — М.: Гардарики, 2004.
↑ Бердяев Н. А. ГЛАВА VIII. Теософия и гнозис (http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1927_23_08.html) // Философия свободного духа (http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1927_23_00.html) = Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1-2. Paris: YMCA-Press [1927-1928] — М.: Республика, 1994. — 480 с. — 25000 экз.
↑ Вышегородцева Ольга Бертран Рассел: предисловие к переводам (http://scepsis.ru/library/id_299.html) (рус.). Архивировано (http://www.webcitation.org/616OGHWJD) из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 1 августа 2011.
↑ Huxley T. Agnosticism (http://aleph0.clarku.edu/huxley/CE5/Agn.html) // Science and Christian Tradition (http://aleph0.clarku.edu/huxley/CE5/index.html) — L.: Macmillan & Co, 1909.
↑ Этика. Т. 1. М.: 1921
↑ Ленин Владимир Ильич Полн. собр. соч. (http://vilenin.eu/t23/p118) Т. 23. — 118 с.
↑ Лев Николаевич Толстой - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений (http://liv.piramidin.com/belas/Tolstoi_Lew/tom53.htm)
↑ И. Кант Критика чистого разума Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума (http://psylib.org.ua/books/kanti02/txt20.htm#8)
↑ Чат с Мэттом Стоуном на South Park Studios (http://southparkstudios.com?interview=26) (англ.)
↑ Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»
↑ 1 2 3 Знаменитые агностики и атеисты (http://books.atheism.ru/atheists/)
↑ «Robert Anton Wilson». Contemporary Authors Online, Gale, 2007. Reproduced in Biography Resource Center. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale. 2007
↑ Stephen Jay Gould. Nonoverlapping Magisteria (http://stephenjaygould.org/library/gould_noma.html) (англ.) Natural History, 1997, 106 (март): 16-22, 61.
Литература
Роберт Т. Кэррол. Агностицизм // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions — М.: Диалектика, 2005. — С. 13. — ISBN 5-8459-0830-2.
Ссылки
Бертран Рассел. Кто такой агностик? (http://scepsis.ru/library/id_302.html)
Бертран Рассел. Я атеист или агностик? (http://scepsis.ru/library/id_300.html)


Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC&oldid=40219525»
Последнее изменение этой страницы: 16:58, 23 декабря 2011.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.