Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #7051

2011-12-24 10:00

Маоизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Маои́зм или иде́и Ма́о Цзэду́на, маоцзэдунъиде́и[1] ( кит. упр. 毛泽东思想 , пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время.

В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.

В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством.Содержание
1 Характеристика
2 См. также
3 Примечания
4 Литература

Характеристика

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:
в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;
в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактики революции;
в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;
в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].

Соответсвенно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными.

Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:
Создание террористического подполья.
Экспорт революций в другие страны.
Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР).

Советские пропагандисты в годы раскола делали акцент на его решениях и идеях периода до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение.[9][10][11] Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики[12].
См. также
Маоисты (Непал)
Примечания
↑ Правильным переводом выражения 毛泽东思想 является словосочетание «идеи Мао Цзэдуна». Именно оно используется в официальных пекинских изданиях на русском языке в 1960-1970-х годах. См., напр., сделанный Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (http://library.maoism.ru/report-9.htm) , статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией (http://library.maoism.ru/on_overall_dictatorship.htm) и брошюру Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм (http://library.maoism.ru/three_world.htm) . Термин «маоизм» использовался советской пропагандой в годы советско-китайского раскола и имел уничижетльную окраску
↑ Смирнов, 2005, с. 232-233
↑ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
↑ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911—1949). М.: Наука.
↑ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474 (http://www.savetibet.ru/2010/03/10/tibet_book.html)
↑ Рахимов Т. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1968.
↑ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
↑ Smith W.W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
↑ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии (http://bse.sci-lib.com/article073585.html)
↑ Опасный курс, в. 1-4. М., 1969—1973
↑ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
↑ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР (http://www.mgimo.ru/news/experts/document185421.phtml)
Литература
Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. — 324 с. — 300 экз.[показать]
Культурная революция в Китае




Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BC&oldid=40165196»
Последнее изменение этой страницы: 18:00, 21 декабря 2011.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.