Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #2426

2011-12-18 17:51

Дошел ли Толстой по этому пути до теизма - вопрос спорный, однако в 1886 году он писал В.Г.Черткову:

“Очень меня занимает теперь не только Будда, но и браманизм…”(2-19,с.114).

В 1847 г. будучи еще девятнадцатилетним юношей, Толстой познакомился в казанском госпитале с буддийским ламой и от него впервые узнал о сущности закона ахимсы (ненасилия). Р.Роллан(23,с.328) придает большое значение этому факту и связывает с ним поступление молодого Толстого именно на факультет восточных языков Казанского университета [ Биограф писателя П.Бирюков пишет: "В своих дневниках он сообщает уже на первых страницах о своем недолгом пребывании по причине незначительной болезни в казанской больнице. Это было в 1847 г. В разговоре со мной Лев Николаевич рассказал, что в этой больнице вместе с ним лежал бурятский лама, на которого в пути напал уличный разбойник и нанес ему ранение. При более подробных расспросах Толстой к своему удивлению узнал, что лама этот, будучи буддистом, не защищался от разбойника, но закрыв глаза и творя молитвы, ожидал смерти. И это переживание произвело сильное впечатление на юную душу Толстого и пробудило в нем глубокое уважение перед мудростью жителей Востока". ]. В 1866 г. Н.Н.Страхов по просьбе писателя прислал ему книгу “Lalita victara” - санскритский труд о Будде, вышедший в переводе Филиппа Эдуарда Фуко с тибетского на французский язык. Спустя много лет в письме издателю М.М.Ледерле Толстой назвал эту книгу в числе тех, которые произвели на него огромное впечатление (2-19,с.230). С того времени он все время углублял свои познания в области буддизма. Например, в конце 1884 г. Толстой “читал Будду, и чтение было серьезное”(2-19,с.49); летом 1896 г. читал “Свет Азии” Э.Арнольда. Редактор “Восточного обозрения” И.И.Попов, посетивший Толстого осенью 1903 года, вспоминал, что тот “подробно расспрашивал о бурятах, очень заинтересовался мифом ламаитов об искуплении (Арья-Балло [ Арья-Балло - имя милосердного божества в бурятском и монгольском
буддизме. ] )” (14,с.203). По свидетельству Н.Гусева 7 апреля 1908 Толстой сказал: “Читал все о буддизме. Какое это странное учение! И как оно было извращено!.. А нравственное учение - очень возвышенное: кротость, оплата добром за зло… “(12,с.136).

В июне 1909 Толстой “серьезно читал” “Буддийский катехизис” Субхадры Бхикшу. В дневнике записал: “Читаю буддийский катехизис. Все подвигаюсь в внутренней работе”(1-57,с.84). 12 февраля 1910 Толстой начал работать над предисловием к книге П.А.Буланже “Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой…”, которое под заглавием “О значении ознакомления с основами религиозных учений” было опубликовано в виде письма к В.А.Поссе в журнале “Жизнь для всех” (1910, N 3). В этом же номере журнала опубликовано начало работы П.А.Буланже.

В яснополянской библиотеке сохранились следующие книги Толстого по буддизму:
Ашвагоша. Будда-Чарита. [Buddha-Carita von Acvagoshas. Leipzig];
Ньянатилока Бхикшу. Слово Будды. [Nyanatiloka Bhikkhu. The Word of the
Buddha. Rangoon, 1907];
Субхадра Бхикшу. Буддийский катехизис. [Subhadra Bhikschu. Buddhistischer Katechismus. Leipzig, 1908] (пометы);
Буддийские сутты. В переводе с пали Рис-Девиса, с примечанием и вступит. статьей. Русский перевод и предисловие Н.И.Герасимова. М., 1900 (пометы);
Отто Фэк. Будда и Христос. [Buddha und Christus. Von Dr. Otto Veeck. Berlin, 1893]
Поль Карус. Евангелие Будды. [Gospel of Buddha. According to old records. Told by Paul Carus. Chicago, 1905] (пометы);
Поль Карус. Нирвана. [Nirvana. A story of Buddhist philosophy by Paul Carus. Chicago, 1896]
Нирвана. Буддийское сказание. Перев. с англ. П.Буланже. М.,”Посредник”, 1901
Леон де Рони. Существовал ли Будда? [Le Bouddha a-t-ll existe? Par Leon de Rosny. Paris, 1901];
И.П.Минаев. Буддизм. Исследования и материалы. Спб., 1887
Г.Ольденберг. Будда. Его жизнь, учение и община. М., 1905;
Сутта-Нипата. Сборник бесед и поучений. Буддийская каноническая книга переведенная с пали на английский язык Фаусбеллем. Русский перевод Н.И.Герасимова. М., 1899 (пометы)
Бруно Фрейданк. Малый буддийский катехизис. [Kleiner buddhistischer Katechismus. Von Bruno Freydank];
Лафкадио Хэрн. Зерна, подобранные на нивах Будды. [Gleanings in Buddha-Fields. By Lafcadio Hearn. Boston-New York, 1897];