Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #2428

2011-12-18 17:52

В последние годы жизни Толстой получал из Америки теософский журнал “Worlds Advance Thought”.

“В этом американском научно-религиозном [журнале] читаю почти все” - говорил он (14,с.229).

31 марта 1908 Илья Львович “рассказывал об увлечении некоторых знакомых ему дам теософией. Лев Николаевич сказал, что он не понимает этого”(12,с.131). Восемнадцатого апреля 1884 г. Толстому “рассказывал о Блавацкой, переселении душ, духах”(1-49,с.84) Н.А.Львов - крупный помещик, увлекавшийся спиритизмом, а 6 мая из Парижа пришло “письмо о Блавацкой” (1-49,с.90) от старого знакомого Толстого - Л.Д.Урусова.

“В этом учении есть и истина - говорил Толстой, - то, что они хотят найти общее во всех религиях; но портит это учение примесь чудесного. Это всегда так бывает, что к разумному и естественному в религиозных учениях примешивается неразумное и неестественное”(12,с.151).

28 июля 1908 на вопрос Е.И.Попова:

“Что думать о тех темных свойствах души: предвидении и ясновидении, телепатии, развитию которых теософы и добролюбовцы [ Последователи А.Добролюбова - поэта символиста, покинувшего в 1900 г. петербуржскую богему и поселившегося в Самарской губернии. Добровольно занимаясь тяжелым земледельческим трудом, он проповедовал крестьянам свои "внутренние озарения". В 1905 г. в издательстве "Скорпион" были изданы его откровения "Из книги невидимой". Добролюбов стал духовным наставником сложившегося вокруг него религиозного крестьянского братства, но в середине 1910-х годов оставил последователей и отправился в странствие по стране. В дневнике Толстого есть запись от 20.07.1907: "Единственное средство доказательства того, что это учение дает благо, это - то, чтобы жить по нем, как живет Добролюбов"(1-56,с.47). ] придают такое значение?”

Толстой ответил:

“Всем этим явлениям не придаю никакого значения, и если бы мне сказали, что сейчас кто-нибудь может предсказать всю мою судьбу и судьбу близких мне людей, я бы менее заинтересовался этим, чем сонатой Шопена”(12,с.190).

26 мая 1908 в Ясной Поляне гостила теософка А.В.Унковская (12,с.164), которая произвела на всех домашних, в том числе и на секретаря Толстого Н.Н.Гусева благоприятное впечатление; он так отозвался о ней: “Интересная женщина эта Унковская”. Реакция Толстого была неожиданной: “Она типично глупа”(12,с.319). И все же теософы не оставляли надежд обратить Толстого в свою “веру”. 30 июня 1908 Толстой записал в дневнике: “Были теософки”. Речь шла об Анне Алексеевне Каменской [ В 1914 г. Каменская и Манциарли издали Бхагавад-гиту, переведенную с опубликованного в 1905 г. английского перевода (снабженного подстрочником) теософов Анни Безант и Бхагавана Даса. ] - председателе Российского теософического общества, редакторе “Вестника теософии”, и Елене Писаревой. 26 июля Лев Николаевич получил письмо от Е.П.Писаревой [ Е.П.Писарева - одна из главных идеологов русской теософии (свои работы она подписывала Е.П.). ] о том, как близко учение теософов к его взглядам, что они также ставят своей целью “стремление к единству и братству людей”.

“Не понимаю, - сказал Лев Николаевич по поводу этого письма, - при чем же тут теософия? Всячески хочешь избегать того, что разъединило бы меня с индусом, магометанином… а это как раз разъединяет…”(12,с.188).

Получал письма Толстой и от А.А.Каменской. (Хотя теософки не произвели особого впечатления на Л.Н.Толстого, их деятельность все же на осталась без результата.



© Джаянанда дас. Толстой и Веды.